Социально-педагогический проект "Весёлая прогулка ВМЕСТЕ"

Парк-музей интерактивной истории "Сула"

ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА ВМЕСТЕ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА!

В рамках реализации социально-педагогического проекта «Весёлая прогулка ВМЕСТЕ!» педагоги Дзержинского района разработали для вас интересные маршруты выходного дня. На сайтах наших учреждений образования  вас ждёт необычайно интересная информация, занимательные игры, легенды, сказки и многое другое.  А мы приглашаем вас и наших маленьких воспитанников посетить наше чудесное озеро Чики, которое имеет глубину, в некоторых местах, до 9 метров. Добраться до него можно на автомобиле, велосипедах и пешком с любой деревни нашего микрорайона, из Минска, Дзержинска, Фаниполя и других населённых пунктов. По дороге на озеро можно делать привалы в лесу, на поле, на лугу и т.д. Знакомиться с флорой и фауной нашего района. Совместный досуг родителей и детей укрепит Ваши внутрисемейные отношения. Создаст чудесную атмосферу добра, любви, тепла, взаимопонимания.

Предлагаем Вашему вниманию интересные игры, которые можно провести с детьми во время отдыха в лесу, на поле, на лугу, возле водоёма. Призываем Вас постоянно помнить о безопасности при нахождении вблизи водоёмов.

 Отправляясь по экскурсионному маршруту, делайте необычные, интересные фотографии вашего совместного досуга и присылайте их нам. Мы обязательно расскажем и покажем, как с пользой для здоровья, наши воспитанники проводят свободное время в кругу своей семьи!

Пусть совместные досуги будут полезными для Вас и Ваших детей, интересными и запоминающимися!

Ваши творческие работы будут размещены нашими педагогами на сайте нашего учреждения образования. 

Выезжая, либо выходя на прогулку, не забудьте про игры с детьми!

В игре ребенок развивается, как личность!

 Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать либо выходить за пределы  своего местожительства, познавая другие места. В лес,  на луг, в поле, в парк, к водоёму. Такие поездки и походы с детьми очень полезны и познавательны. Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей\

 В решении этой задачи помогут различные игры и упражнения. Предлагаю ознакомиться с некоторыми их них.

На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:

  • побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
  • по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
  • пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
  • побегать между деревьями в различных направлениях;
  • побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.

Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.

Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»

В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …

Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашек, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.

На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.

Лучший материал для этого  еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто  дальше бросит».  Круги на воде помогут выявить победителя.

Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.

«Сбей шишки».

На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.

«Заполни ямку».

В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.

«Палочка – выручалочка».

Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:

Палочка пришла – никого не нашла!

      Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:

  • Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.

     Найденный ребенок тоже бежит к палке,  стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:

  • Палочка – выручалочка, выручи меня!

     Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может     незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:

  • Палочка – выручалочка. Выручи всех!

Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.

«Кто быстрее добежит».

Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Шишки, желуди, орехи». 

Дети делятся на тройки и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

«Выше ноги от земли»

В игре выбирается ведущий. Оговаривается площадка-границы, за которые нельзя выходить. Ведущий называет место, куда должны перебраться игроки. Например: «железо»- дети должны встать ногами на предметы из железа (заборчик, лазилка..), «трава»-бегут туда, где трава, там останавливаются, «дерево» - ищут деревянные сооружения. Ведущий сам смотрит, что окружает его и на что можно залезть. Детям очень нравится бегать из одного места в другое.

Игра с камешками 

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Закрепить понятия (один- много, большой-маленький) Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Игровые упражнения с прыжками

Спрыгнуть с поваленного дерева.

Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к  дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.

Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания - низко растущие ветки деревьев.

«Паутина»

Захватите с собой на пикник длинную верёвку ли крепкую нить — вот увидите, скучать вам не придётся.

Натяните верёвку между деревьями, сплетите, как гигантскую паутину. Все игроки должны пролезть через эту паутину, не задев при этом верёвку. Каждое касание приносит команде штрафное очко. Выигрывает та команда, у которой меньше штрафных очков.

«Перетягивание каната»

Для сильных и ловких устройте перетягивание каната. В центр положите ограничитель: например, сломанную ветку. Обе команды становятся по обе стороны ветки и стараются перетянуть канат. Проигрывает та команда, которая заступит за ограничитель. В этом задании необходимо примерно одинаково распределять силы, чтобы детям было интересно.

«Шишка в руке»

Команды встают в колонны за своими капитанами. Первыми бегут капитаны, у них в руках по шишке. Каждый капитан обегает своё дерево, бежит обратно к своей команде и передаёт шишку следующему игроку, и т.д.                                               

Игры с мячом на природе

Если вы взяли с собой мяч, то к игре вполне могут присоединиться и взрослые. В такие игры на природе можно играть не только летом, неподвижные игры на природе также весной и осенью: бег и прыжки отлично помогают согреться.

«Горячая картошка»

 Все игроки становятся в круг на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и начинают быстро перекидывать мяч по кругу. Тот игрок, кто не поймал, садится в центр круга. Для того чтобы выручить его, нужно попасть мячом по спине (если мяч не тяжелый) либо, если мячик маленький, кинуть его так, чтобы сидящий игрок поймал его.

Также на природе хорошо играть в волейбол, пионербол, бадминтон, твистер и другие традиционные игры.

И очень бы хотелось, чтобы взрослые ещё показывали своим детям пример бережного обращения с природой.

Напомните ребятам, что в лесу нужно вести себя тихо, нельзя ломать ветви деревьев, разорять птичьи гнезда или брать в руки птенцов-слетков. Расскажите, что место от костра не зарастает 5-7 лет, поэтому костер желательно разводить на старом кострище, а не выжигать землю на новом месте. Брошенная в лесу бумага будет лежать в лесу до полного разложения до 2-х лет, консервная банка – около 100 лет, пластиковая бутылка – более 100 лет, целлофановый пакет при благоприятных условиях – более 200 лет.

Задумайтесь об этом!

 

Маршрут « Наше озеро Чики»

(пешая прогулка)

Возраст ребенка: средний - старший дошкольный возраст (4-7лет)

Необходимо взять с собой: удочка, прикорм (наживку),

фотоаппарат, одеяло, питьё, перекус,

блокнот для зарисовок, карандаши.

Содержание маршрута: «Озеро Чики»

Расскажите детям одну из легенд возникновения озера Чики.

Это было давным-давно. В дремучих лесах возвышался грозный исполин-замок князя. Князь, Игнацы Сапега, был мужественным и смелым, бил врагов беспощадно, походы совершал далёкие и возвращался с победами славными. Была у князя жена красивая: звёзды-глаза, льняные волосы и вся сама - чистой рекой, с дивной силой воспетая. Жил князь с молодой женой в любви и согласии. Да вот беда к ним подступила. От тяжёлой болезни умерла жена молодая. И птицы тогда петь перестали. Лес зашумел под стонами ветра, а небо не прояснилось из-за тёмных туч. А грозный замок-исполин утонул в слезах самого князя. Слёз было так много, что от них образовалось целое озеро. С тех далёких времён в озере появилось много водных насекомых и обитателей.

Предложите детям  порыбачить вместе. После улова рассмотрите вместе с детьми выловленную рыбу. Можно рассказать о строении рыбы и про других рыб, которые водятся в озере (ершкараськарпкрасноперкаокуньплотващука). Разрешить ребёнку бережно потрогать рыбку.  Придумать ей имя. Загадать желание и выпустить обратно в озеро, чтобы она начала исполнять ваше желание. Затем на песчаном пляже можно сделать силуэт рыбы из влажного песка, выложить рыбку из различных камушков, нарисовать палочкой и т.д. Затем сфотографировать ребёнка с его поделкой (совместной работой) на фоне озера Чики.

  1. «В гости к бобрам».

Перед тем как рассказать  детям про бобров, загадайте им загадку.

Есть в озере работники-

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину.(Бобёр)

 По дороге, во время пути к плотине, расскажите  детям сказку.

 На одном из берегов озера жил-был бобёр со своей семьёй. По берегам озера росли тонкие осины, плакучие ивы и белоствольные берёзки. Их ветками и питалась семья, состоящая из пяти особей: семейной пары да молодых бобрят, двух мальчиков и одной девочки. Жили бобры в норе, которая для безопасности располагалась под водой, вырытая в крутом и обрывистом береге озера. Бобриное жилище было похоже на сложный лабиринт, состоящий из четырёх входов. Глава семейства, большой бобёр, периодически старательно выравнивал стены дома и утрамбовывал пол, чтобы жилище было надёжным и тёплым.

Когда лето подходило к концу, бобриная семья работала над заготовкой корма на зиму. Они валили деревья, растущие около реки, подгрызая их у основания, и отгрызали лакомые ветки. Работать приходилось не только днём, но и ночью. Глава бобриного семейства постоянно контролировал скорость течения, улавливая тонким слухом малейшее её увеличение. Тогда он вместе с сыновьями отправлялся на плотину, чтобы укрепить её. Бобры работали дружно. Результатом их работы становилась надёжная плотина, которая прекрасно удерживала воду. Когда бобры были полностью уверены в том, что их дом не будет затоплен быстрыми водами реки, они снова отправлялись на заготовки лакомых веток на зиму. Выстроенная бобриным семейством запруда оказывала благоприятное воздействие на экологическое состояние всего озера. В удивительном разливе, который появился благодаря работе бобров, появились многочисленные водные насекомые, моллюски, которые привлекли на него прекрасных водоплавающих птиц, выхухолей и даже черепаху. Птицы, в свою очередь, принесли на лапках рыбью икру, из которой развелась в реке шустрая рыба.

Деревья, которые были повалены бобрами, служили кормом для зайчиков и лосей, обгладывающих с них кору. А сок, весною вытекающий из подточенных деревьев, приманивал бабочек и муравьёв, следом за которыми на берега реки летели различные птицы, даже черепаха иногда приползала (может нам посчастливиться её увидеть?) Она тоже здесь живёт. Она любовалась тихонько,как трудятся бобры.

Красивые бабочки с крыльями, переливающимися на солнце всеми цветами радуги, стрекозы, неповторимые птицы с тонкими голосами, оживляющие своим пением всё вокруг, медвежата, зайчики, олени и лоси, огромные рыбы, блестящие в воде жемчужной чешуёй, - все они создавали это царство, наполненное гармонией, красотой и радостью жизни.

Однажды к бобрам в гости пожаловал бурый медведь. Он поздоровался со всеми членами бобрового семейства и рассказал им свою историю о тереме, в котором жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок. Решил мишка косолапый вместе с ними в тереме пожить да не влез в него, только терем разломал. Пообещал он жителям теремка выстроить его заново, а как это сделать, не знает. Вот и пришёл медведь к бобрам за помощью.

Бобры посоветовались между собой, посовещались и решили помочь неуклюжему медведю.

Закипела работа. Сыновья отцу старшему бобру во всём помогают: деревья рубят, только шум стоит, и щепки в разные стороны летят. Заготовили бобры за несколько дней брёвна на новый теремок: одно краше другого. Стал медведь их на луг уносить да складывать. Пришли бобры на луг, принесли ил с озера да глину, мох с болота в корзинах. Начали заново терем строить.

Работа в бобриных лапах быстро делается. Глядишь, и выстроили они новый терем высокий, расписной, лучше прежнего.

Благодарит медведь бобриное семейство, а вместе с ним и жители старого теремка, пригласили они бобров в гости на новоселье.

Так помогли бобры бурому медведю и остались с ним лучшими друзьями. А расскажите мне про своих друзей. (слушаете рассказы детей). Предложите детям привал на опушке возле озера и рисование в блокнотах терема, который построили бобры. Обязательно сфотографируйте детей за работой над рисунками.

Затем предложите детям поиграть в подвижую игру.

Игра «Спасение бобров»

Цель:

Расширять представления детей о диких животных, об изменениях в их жизни в разные времена года.

Игровое правило:

Во время «плаванья» не наталкиваться друг на друга. На сигнал «Наводнение» выбрать удобное место при счете до 5. По сигналу «Хищники» бобриха не может забираться в хатку раньше бобрят.

                                      Ход игры:

          Небольшая подгруппа детей живет в своей хатке(около деревьев). По сигналу ведущего «Бобры резвятся!» дети бегают по поляне: разводят руки в стороны, изображают плавающих бобров, «ныряют», подпрыгивают, выпрямляя туловище. По сигналу «Наводнение» бегут к деревьям. По сигналу «Бобры резвятся» плавают озере. По сигналу «Вечер» уходят в хатки.

          Предложить детям рассмотреть обгрызанные бобрами деревья, обратить внимание детей, на что они похожи. На прощание можно сделать фото на память  на фоне бобриной плотины.

          После совместной прогулки побеседуйте с ребенком о проведенном вместе времени.  Вместе посмотрите фотографии, которые вы сделали.  У ребёнка спросите, что запомнилось больше всего. Вспомните самые приятные впечатления вашего совместного отдыха.

Запечатлите их с помощью лепки, на бумаге с помощью рисования, аппликации и т.д.