Аттестация педагогических работников

Нормативное обеспечение по аттестации педагогических работников

1. ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012 г. N 101 АБ ЗАЦВЯРДЖЭННI IНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ)

2. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 сакавіка 2014г. №20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. №101»

3. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 лістапада 2014г. №163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. № 101»

4. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 лістапада 2015 г. №131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101»

5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101 » (постановление вступило в силу 31 мая 2017 года)

6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

7. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012г. №81 «О внесении дополнений в выпуски 1 и 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (изложено в новой редакции примечание в квалификационной характеристике должности «Учитель»)

8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности «Руководитель физического воспитания»)

9. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954

Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аттестационной комиссии

Алгоритм проведения аттестации на присвоение второй квалификационной категории

Вторая квалификационная категория

1. Профессиональный уровень учителя

1.1. Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому предмету, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2. Знание современных достижений в методике обучения: следит за специальной и методической литературой, работает по готовым методикам и программам обучения, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения распространяются лишь на некоторые участки работы.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: знает современные и зарубежные технологии обучения, владеет набором вариативных методик и педагогических технологий и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности.

2. Результативность профессиональной деятельности

2.1. Владение способами индивидуализации обучения: учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет индивидуальный подход с учетом темпа развития учащихся, их склонностей, интересов и состояния здоровья.

2.2. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся: создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности, умеет увлечь учащихся преподаваемым предметом, варьирует разнообразные формы и методы работы, стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

2.3. Уровень качества знаний учащихся: обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов, тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике. Учащиеся демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета.

3. Коммуникативная культура

3.1. Стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса

3.2. Владеет известными в педагогике приемами убеждения

3.3. Неукоснительно соблюдает педагогическую этику общения, координирует свои действия с коллегами, учащимися и их родителями

3.4. Обладает педагогическим тактом

3.5. Знает элементарные требования к культуре речи

3.6. Создает благоприятный климат в коллективе.

 

Алгоритм проведения аттестации на присвоение первой квалификационной категории

 

Первая квалификационная категория

1. Профессиональный уровень учителя

1.1.  Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому учебному предмету, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.  Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности.

2. Результативность профессиональной деятельности

2.1. Владение способами индивидуализации обучения: умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных способностей учащихся при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

2.2. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся: обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления учащихся процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся, пробудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

2.3. Уровень обученности учащихся: учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов.

3. Коммуникативная культура

3.1. Постоянно стремится к расширению круга профессионального общения.

3.2. Проявляет инициативу в общении.

3.3. Способен принять решения в трудной ситуации.

3.4. Настойчив в деятельности, которая его привлекает.

3.5. Обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения.

3.6. Общение с детьми строит на основе доверия и уважения.

3.7. Умеет ясно и логично выражать мысли, демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию.

 

Алгоритм проведения аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Высшая квалификационная категория

1. Профессиональный уровень учителя

1.1. Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2. Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные методики и программы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: способствует, поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учащихся. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету. Работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учащимися.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность учащихся. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета, показывают стабильно высокие результаты в различных конкурсах, являясь победителями и призерами (за последние 3 года). Большинство из них дополнительно занимаются предметом

  1. Коммуникативная культура:испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами. В совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.

План работы аттестационной комиссии 

на 2023/2024 учебный год

 

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии

30.09.2023

 

Демьянчук З.В.

Члены аттестационной комиссии

2.

Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями

30.09.2023

 

Демьянчук З.В.

3.

Составление плана работы аттестационной комиссии

До 02.10.2024

Мацкевич В.И.

Демьянчук З.В.

4.

Изучение нормативной правовой базы по вопросам аттестации

До 02.10.2024

 

Члены аттестационной комиссии

5.

Проведение собеседований с педагогами, имеющими право проходить аттестацию

В течение года

Демьянчук З.В.

 

 

6.

Оформление информационного стенда по аттестации и его последующее обновление

До 01.10.2024 и далее по мере необходимости

Мацкевич В.И.

Демьянчук З.В.

 

7.

Приём заявлений на аттестацию.

Регистрация заявлений

По мере поступления заявлений

Демьянчук З.В.

8.

Изучение содержания трудовых книжек аттестуемых

По мере поступления  заявлений (с момента подачи заявления до заседания АК по вопросу допуска к аттестации)

Демьянчук З.В.

9.

Рассмотрение заявлений об аттестации

По мере поступления заявлений

Члены аттестационной комиссии

10.

Выдача направлений на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

По мере поступления заявлений на высшую категорию

Демьянчук З.В.

11.

Регистрация выписок из заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

По мере поступления выписок  о сдаче квалификационного экзамена

Демьянчук З.В.

13.

Составление графика (дополнений) прохождения аттестации

По мере поступления заявлений

Демьянчук З.В.

14.

Ознакомление аттестуемых с графиком аттестации

В течение десяти дней после утверждения

Демьянчук З.В..

15.

Разработка программ изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогов

В течение 7 дней после утверждения графика прохождения аттестации

Демьянчук З.В.

16

Согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности

По мере поступления заявлений

Члены аттестационной комиссии

17.

Собеседование, индивидуальное консультирование аттестуемых педагогов

Согласно программам изучения

профессиональной деятельности

Члены аттестационной комиссии

18.

Изучение профессиональной педагогической деятельности аттестуемого

Согласно программам изучения

профессиональной деятельности

Члены аттестационной комиссии

19.

Систематизация и обобщение результатов изучения педагогической деятельности аттестуемых. Подготовка материалов по результатам

Согласно программам изучения

Члены аттестационной комиссии

20.

Подготовка характеристик на аттестуемых

Согласно программам изучения

Демьянчук З.В.

21.

Ознакомление аттестуемых с характеристиками

Согласно программам изучения

Демьянчук З.В.

22.

Заседания аттестационной комиссии

В соответствии с графиком прохождения аттестации

Члены аттестационной комиссии

23

Оформление протоколов заседаний аттестационной комиссии

В соответствии с графиком прохождения аттестации

Мацкевич В.И.

24.

Внесение записи о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории в трудовую книжку педагогического работника

 

Милашевская М.В.

25.

Анализ работы аттестационной комиссии за 2023/2024 учебный год

 

Демьянчук З.В.

Мацкевич В.И.

Состав аттестационной комиссии 2023/2024 учебный год

  1. Демьянчук Зинаида Вячеславовна - заместитель директора по основной деятельности, (первая квалификационная категория учителя), председатель аттестационной комиссии;
  2. Мацкевич Валентина Ивановна - учитель белорусского языка и литературы, (первая квалификационная категория учителя), секретарь аттестационной комиссии;
  3. Ефременко Тамара Фёдоровна - учитель начальных классов, (высшая квалификационная категория учителя), член аттестационной комиссии;
  4. Кудина Анастасия Вячеславовна - учитель немецкого языка, (первая квалификационная категория учителя), член аттестационной комиссии;
  5. Мацкевич Лариса Эдвардовна - учитель начальных классов, (первая квалификационная категория учителя), член аттестационной комиссии;
  6. Соловьёва Ольга Владимировна - учитель начальных классов, (первая квалификационная категория учителя), председатель профсоюзного комитета, член аттестационной комиссии;
  7. Лишик Анна Александровна - учитель русского языка и литературы, (первая квалификационная категория учителя), член аттестационной комиссии.